Сегодня: 24 сентября 2017
13:30
Адрес: 119454, г. Москва, ул. Удальцова, д. 73. Телефон: 8 495 151-82-53
Ассоциация создана теми, кто профессионально и ответственно обеспечивает антитеррористическую защиту, охрану и безопасность тех, кто пользуется услугами гостиниц и иных средств размещения
и тех, кто их оказывает

Валерий Петров

По мнению члена технического комитета по стандартизации «Антитеррористическая деятельность» Валерия Петрова, Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2017 года № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» – документ нужный, но требует серьезных уточнений, доработки и профессионального подхода при исполнении.

В Постановлении Правительства № 447 предлагается провести категорирование гостиниц «в зависимости от степени угрозы совершения на территории гостиниц террористических актов, возможных последствий их совершения, а также с учетом оценки состояния защищенности гостиниц». 

Как вы считаете, насколько объективен такой подход к категорированию?

Считаю, что написано это не совсем корректно. Категорию планируется присваивать с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на территории гостиниц, а также масштабов возможных последствий совершения таких террористических актов. Авторы документа пишут про грозные показатели численности пострадавших в результате совершения террористического акта, которые принимаются равными уровню максимальной единовременной заполняемости гостиницы. Также и следующее: «Прогнозный показатель возможного экономического ущерба в результате совершения террористического акта на территории гостиницы принимается равным балансовой стоимости гостиницы». То есть предполагается, что если произошел террористический акт, то здание в руинах и погибли все присутствующие в гостинице люди. Даже в результате теракта в Нью-Йорке в 2001 году в разрушенных зданиях остались выжившие. Это во-первых. Во-вторых, если в комиссии, которая будет проводить работу по категорированию гостиницы, будут разумные люди, то они никогда не присвоят гостинице первую категорию. Так как таких последствий реально не будет.

По-моему, некорректно оценивать категорию с точки зрения максимальных последствий совершенного акта – так можно либо вообще не присвоить первую категорию, как было отмечено выше, либо более или менее крупные объекты отнести к первой категории. Все зависит от членов комиссии, осуществляющих работу по категорированию, и их понимания и отношения к этому вопросу.

Логично было бы оперировать степенью риска, которая рассчитывается по определенным формулам.

Еще один момент. В п. 8 главы II «Категорирование гостиниц» записано, что «для проведения категорирования гостиницы по решению ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию гостиницы (далее – комиссия), к работе которой могут привлекаться по согласованию представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск Национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы». Но кто это «ответственное лицо» – не указано. Обязанность по выполнению требований к антитеррористической защищенности гостиниц возлагается на юридические лица, в собственности которых находятся эти гостиницы, либо использующие их на другом законном основании. Нужно ли понимать, что ответственное лицо – это и есть владелец гостиницы или лицо, владеющее гостиницей на ином законном праве?

Вообще, формулировка «ответственное лицо» в пунктах постановления фигурирует часто. И не всегда понятно, кто это, какую должность он занимает, каковы его полномочия и ответственность?
Да. Например, в п. 31 главы V «Порядок осуществления контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности гостиниц» организация и осуществление контроля за выполнением требований, установленных настоящим документом, в гостиницах возлагаются на ответственных лиц. Давайте разбираться. Я – собственник гостиницы. В соответствии с законодательством я должен выполнять требования к антитеррористической защищенности. А контроль за тем, как я выполняю эти требования, по идее, должен осуществлять кто-то другой, должностное лицо сторонней независимой организации или органа. Если опираться на терминологию этого постановления, то безопасности не будет никакой! Потому что основная цель любого собственника – получить экономическую выгоду от услуг гостиничного сервиса. Поэтому он будет трактовать этот документ так, как ему выгодно, а не так, как нужно с точки зрения безопасности.

Категория гостиницы напрямую влияет на количество технических средств защиты. В главе III «Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц» приводится перечень этих средств. Как вы считаете, насколько этот перечень достаточен?

Он явно неполный. Даже в отношении гостиниц первой категории не установлены требования по оснащению гостиниц средствами досмотра на предмет выявления попыток проноса в гостиницу взрывчатых веществ. Прописаны только металлообнаружители (ручные и стационарные), которые должны располагаться на контрольно-пропускных пунктах (постах). Но они могут выявить попытки проноса оружия (металлического) на теле или в одежде человека. А что находится в багаже и ручной клади? А в отношении гостиниц второй категории совсем непонятно. Оснащение металлообнаружителями предусмотрено, но при этом где они должны располагаться, не установлено. Организация контрольно-пропускных пунктов (постов) объектов этой категории не предусмотрена. Получается, что эти обнаружители могут находиться на складе или где-то еще.

Или пример в части потенциально опасных участков (критических элементов) гостиницы. В гостиницах первой категории эти места должны быть оборудованы системой охранного телевидения, а на объектах второй категории эти же места оборудуются только системой сигнализации. Но, следуя требованиям постановления, вторая категория присваивается гостиницам, на территории которыхв результате совершения террористического акта прогнозируемое количество пострадавших составит от 200 до 1 тыс. человек. Тысяча человек – это порядка 800 номеров. То есть это совсем не маленький объект. И его критическую инфраструктуру достаточно охранять только сигнализацией? А если объект на 10 номеров больше, то видеонаблюдение? Нелогично. И вообще, что понимать под понятием «критический элемент»?

До принятия Постановления Правительства РФ № 447 многими отелями была проведена работа в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 272. Что сейчас делать отельерам, которые получили согласование или находятся на стадии получения согласования паспорта безопасности согласно ПП РФ № 272?

Постановлением Правительства РФ № 1244 всем федеральным органам исполнительной власти был дан шестимесячный срок на подготовку требований к антитеррористической защищенности объектов и паспортов безопасности в соответствующих отраслях и внесение в Правительство РФ проектов постановлений по их утверждению. Министерство культуры не выполнило постановление в установленные сроки.

Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства № 272, которые готовило (в тот период) МВД России, исходя из норм постановления № 1244, должны были руководствоваться только руководители объектов (территорий), подлежащих обязательной охране подразделениями МВД России (в настоящее время войсками Национальной гвардии Российской Федерации). Перечень таких объектов имеется.

Но учитывая то, что, по сути, форма паспортов безопасности и их содержание принципиально не отличаются, а отельеры за срыв сроков утверждения требований к их объектам ответственности не несут, по моему мнению, результаты проведенной отельерами работы должны остаться в силе. Тем более что, по моему мнению, требования к антитеррористической защищенности объектов, сформулированные в Постановлении № 272, более грамотны и корректны.

Постановление принято. Отельерам придется вести свой бизнес с учетом требований этого документа.

Что бы вы посоветовали владельцам гостиниц, как им в полной мере исполнить требования антитеррористической безопасности, чтобы и соответствовать букве закона, и не понести излишних экономических затрат, и безопасность постояльцев гарантировать?
Если собственник гостиницы дорожит своим имиджем, ему нужно обратиться к профессионалам в области безопасности, которые разработают проект по модернизации или подскажут, как и что дополнить с точки зрения безопасности объекта, в том числе антитеррористической защищенности. Подскажут объективно и финансово обоснованно.

Выводы:

1. Даже в отношении гостиниц первой категории не определены никакие средства досмотра на предмет выявления попыток проноса взрывчатых веществ. Прописаны только металлообнаружители
2. Если собственник гостиницы дорожит своим имиджем, ему нужно обратиться к профессионалам в области безопасности

Интервью записано и опубликовано

при содействии Ассоциации "Безопасность отелей".